17.01.2013 в 16:05
Пишет Col. Andrzey Protiwienski:Ролевые секты. Часть первая, вводная.
Откуда что берется
Тема тусовочных сект в очередной раз всплыла в разговоре достаточно случайно. Но не проходит и года, точнее даже, нескольких месяцев, чтобы я не натыкался на нее - в интернете ли, в разговорах ли, в художественных ли произведениях. Тем, кто никогда о таком даже не слышал, могу предложить для ознакомления знаменитую в узких кругах “Повесть о каменном хлебе” и менее известный “Вересковый мед” Лайхэ. Я это видел и изнутри, и снаружи, и издалека, так что на объективность моего текста рассчитывать вряд ли стоит, но зато я знаю, о чем говорю.
Текст выйдет скорее антропологическим, чем социологическим, мне придется делать отступления в разные стороны. Наверняка потребуются консультации психологов, которых, к счастью, хватает среди моих знакомых. Они же, я надеюсь, будут поправлять меня, если я вдруг залезу на их поле и что-нибудь там неправильно наинтерпретирую.
Мне не хочется делать один гигантский пост (который я буду писать две недели, и не факт, что мне не надоест Х) ), который будет нудно и тяжело (да, я все знаю про свой дизайн) читать. Так что получится серия постов, которые я постараюсь писать довольно оперативно. После каждого поста жду заинтересованных в комменты с вопросами, предложениями и примерами, буде таковые найдутся.
Ну что, поехали?
читать дальше
Введение
Раз уж мы взялись говорить о “тусовочных сектах”, стоит прояснить несколько моментов. Во-первых, это явление существует не только и не столько в ролевой среде, его можно встретить практически в любой тематической тусовке. Я сознательно не использую слово “субкультура”, потому что некоторые тусовки под это понятие подвести вряд ли получится. Не существует субкультуры йоги, допустим, или субкультуры энергуев. В дальнейшем речь будет идти в основном о ролевом движении и около него, но это исключительно из-за более тесного знакомства автора и читателей именно с этой средой.
Во-вторых, “секты” как таковой может и не существовать. Вместо нее вполне может быть один человек, последовательно применяющий те же самые приемы на разных людях и предпочитающий не сводить своих жертв вместе, даже если их несколько в один момент времени.
В-третьих, теми же методами нередко пользуются воры на доверии, вроде недавно закрытой Лены Модиной, и тут уже речь идет не об эмоциональной сохранности, а о вполне себе материальном ущербе.
В-четвертых, результаты деятельности тусовочных сект не всегда печальны. Всегда находятся люди, которые получили определенную пользу и вполне себе позитивный опыт от пребывания в этой группе, открыли и развили в себе какие-то способности и пр. Я сейчас не о ближайшем круге помощников лидера, а о вполне себе рядовых членах. Они обычно искренне удивляются и даже возмущаются, когда кто-то из не столь везучих находит в себе силы рассказать вслух о том, что происходило с ним.
В-пятых по номеру, но не по значимости. Среди тусовочных компаний именно “сект” - единицы! Большая часть этих групп имеет ярко выраженного лидера, определенную иерархическую структуру и сильные эмоциональные связи между участниками. В любой группе случаются конфликты, иногда серьезные, может присутствовать негативный опыт и махание кулаками после драки, заключающееся во взаимных обвинениях и переделе “территории”. Но в 98% случаев это не имеет ничего общего с “сектантством”.
Что вообще позволяет нам говорить о “сектах” применительно к тусовочной жизни? Чтобы не выглядеть расклейщиками ярлыков, рассмотрим поподробнее само понятие секты.
Что такое секта
В этом тексте я использую цитаты из книги “Сектоведение” А. Дворкина, основателя одноименного направления в российской научной традиции. В печати у меня этого замечательного толстого тома нет, поэтому пользуюсь электронной версией и не могу указывать номера страниц. Все цитаты принадлежат А. Дворкину, если не указано иначе.
Говоря о секте как о религиозном феномене, Дворкин определяет ее как “закрытую религиозную группа, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона”. На этом основании он выделяет “классические” секты - маргинальные по отношению к христианству, но все же сохраняющие значительное ценностное и догматическое сходство с этой религией (адвентисты, пятидесятники, квакеры и пр.), - и синкретические - возникшие на основе смешения различных культов или искажения основной идеи культурообразующей религии до неузнаваемости (католическое вуду, Христианская наука). Далеко не всегда эти секты агрессивны, и далеко не всегда остаются маргинальными на всем своем пути: некоторые из них получают статус самостоятельных религий, как, например, Тэнрикё в Японии или Бахаи на Ближнем Востоке. Секта не всегда даже является религиозной организацией. Существуют квазирелигиозные (Сайентология) и даже коммерческие (Гербалайф, Орифлейм, Амвэй и пр.) секты.
В 1993 году А. Дворкин вводит понятие “тоталирной секты”. Тоталитарные секты - это “особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.” Он подчеркивает, что такого рода секты “нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни”, используя методы контроля над личностью, бесконечно далекие от какого-либо представления об этике.
У деятельности тоталитарных сект есть признаки, которые мы сейчас перечислим, а подробнее рассмотрим немного позже. Это:
- ложь. Постоянная, начинающаяся с момента знакомства (который обычно совпадает с началом процесса вербовки) и не завершающаяся уже практически никогда.
- иерархия. Наличие Лидера (Вождя, Гуру и т.д.), приближенных (чаще всего хорошо информированных) и “рядовых”, на которых и осуществляются власть и эксплуатация.
- метод. Целый мир и коньки впридачу - то, что, собственно, обещает своим последователям лидер и способы его получения. Здоровье, богатство, умение летать - вы достигнете этого и всего, что пожелаете, если будете выполнять все, что я говорю.
- беззаветная преданность лидеру. При этом лидер не несет никакой ответственности за свои поступки, он безупречен и непогрешим. Он может распоряжаться жизнью участников секты по своему разумению, он контролирует их действия, слова и часто даже мысли.
- особый язык. Обилие непонятных и смутно понятных терминов, часто имеющих хождение только в самой секте, постоянное использование этих терминов в речи, замена ими “нормальных” слов.
- замкнутость. Круг общения участников секты ограничивается самой сектой, сектанты теряют интерес к внешнему миру, а следом и связь с ним.
- чувство избранности и элитарности. Вот на этом, собственно, и попадается большинство людей. И именно этому аспекту мы позже посвятим самую значительную часть времени.
- агрессивная настроенность на получение прибыли сектой.
В нашем контексте последний пункт совершенно не обязательно следует понимать буквально. Скорее, можно говорить не о прибыли, а об удовлетворении потребностей лидера: психологических, сексуальных, финансовых - в том числе.
Неужели все это есть в тусовочных компаниях? Ведь они кажутся такими безобидными! Просто люди, чуть больше увлеченные своими интересами, чем прочие. Как можно назвать их тоталитарной сектой, это же все не всерьез? Это не Свидетели Иеговы, не Аум Сенрикё и даже не Гербалайф! И прочее бла-бла-бла.
От того, что в секту вовлечено не 5000 человек, а 15, ее деятельность не становится менее разрушительной по отношению к этим людям. То, что тусовочные гуру не заставляют своих последователей переписывать на себя квартиры и вообще довольно быстро теряют к ним интерес, не значит, что не наносится никакого ущерба. Последствия общения с таким гуру, особенно в юном возрасте (когда обычно люди в такие секты и попадают) могут быть очень серьезными, вплоть до необходимости медицинского вмешательства. Тем, кто прошел через такую секту может потребоваться не только психологическая помощь, но и курс лечения у кардиолога, эндокринолога, невропатолога и других “телесных” специалистов.
Дворкин приводит памятку, которую в Германии раздают школьникам, чтобы предостеречь их от попадания в тоталитарные секты. В памятке описаны 17 пунктов-признаков того, что новая компания подростка может оказаться сектой:
1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: — Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.
10. Ты должен немедленно стать членом группы.
11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
Домашнее задание:
Попробуйте подсчитать, сколько из этих пунктов могут быть применимы к тусовочной секте. Напишите в комменты свой вариант ответа, можно с перечислением номеров.
В следующий раз мы поговорим о том, откуда берутся столь неприятные явления в тусовке, в которой состоят, в основном, неглупые и творческие молодые люди из хороших семей.
URL записиОткуда что берется
Тема тусовочных сект в очередной раз всплыла в разговоре достаточно случайно. Но не проходит и года, точнее даже, нескольких месяцев, чтобы я не натыкался на нее - в интернете ли, в разговорах ли, в художественных ли произведениях. Тем, кто никогда о таком даже не слышал, могу предложить для ознакомления знаменитую в узких кругах “Повесть о каменном хлебе” и менее известный “Вересковый мед” Лайхэ. Я это видел и изнутри, и снаружи, и издалека, так что на объективность моего текста рассчитывать вряд ли стоит, но зато я знаю, о чем говорю.
Текст выйдет скорее антропологическим, чем социологическим, мне придется делать отступления в разные стороны. Наверняка потребуются консультации психологов, которых, к счастью, хватает среди моих знакомых. Они же, я надеюсь, будут поправлять меня, если я вдруг залезу на их поле и что-нибудь там неправильно наинтерпретирую.
Мне не хочется делать один гигантский пост (который я буду писать две недели, и не факт, что мне не надоест Х) ), который будет нудно и тяжело (да, я все знаю про свой дизайн) читать. Так что получится серия постов, которые я постараюсь писать довольно оперативно. После каждого поста жду заинтересованных в комменты с вопросами, предложениями и примерами, буде таковые найдутся.
Ну что, поехали?
читать дальше
Введение
Раз уж мы взялись говорить о “тусовочных сектах”, стоит прояснить несколько моментов. Во-первых, это явление существует не только и не столько в ролевой среде, его можно встретить практически в любой тематической тусовке. Я сознательно не использую слово “субкультура”, потому что некоторые тусовки под это понятие подвести вряд ли получится. Не существует субкультуры йоги, допустим, или субкультуры энергуев. В дальнейшем речь будет идти в основном о ролевом движении и около него, но это исключительно из-за более тесного знакомства автора и читателей именно с этой средой.
Во-вторых, “секты” как таковой может и не существовать. Вместо нее вполне может быть один человек, последовательно применяющий те же самые приемы на разных людях и предпочитающий не сводить своих жертв вместе, даже если их несколько в один момент времени.
В-третьих, теми же методами нередко пользуются воры на доверии, вроде недавно закрытой Лены Модиной, и тут уже речь идет не об эмоциональной сохранности, а о вполне себе материальном ущербе.
В-четвертых, результаты деятельности тусовочных сект не всегда печальны. Всегда находятся люди, которые получили определенную пользу и вполне себе позитивный опыт от пребывания в этой группе, открыли и развили в себе какие-то способности и пр. Я сейчас не о ближайшем круге помощников лидера, а о вполне себе рядовых членах. Они обычно искренне удивляются и даже возмущаются, когда кто-то из не столь везучих находит в себе силы рассказать вслух о том, что происходило с ним.
В-пятых по номеру, но не по значимости. Среди тусовочных компаний именно “сект” - единицы! Большая часть этих групп имеет ярко выраженного лидера, определенную иерархическую структуру и сильные эмоциональные связи между участниками. В любой группе случаются конфликты, иногда серьезные, может присутствовать негативный опыт и махание кулаками после драки, заключающееся во взаимных обвинениях и переделе “территории”. Но в 98% случаев это не имеет ничего общего с “сектантством”.
Что вообще позволяет нам говорить о “сектах” применительно к тусовочной жизни? Чтобы не выглядеть расклейщиками ярлыков, рассмотрим поподробнее само понятие секты.
Что такое секта
В этом тексте я использую цитаты из книги “Сектоведение” А. Дворкина, основателя одноименного направления в российской научной традиции. В печати у меня этого замечательного толстого тома нет, поэтому пользуюсь электронной версией и не могу указывать номера страниц. Все цитаты принадлежат А. Дворкину, если не указано иначе.
Говоря о секте как о религиозном феномене, Дворкин определяет ее как “закрытую религиозную группа, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона”. На этом основании он выделяет “классические” секты - маргинальные по отношению к христианству, но все же сохраняющие значительное ценностное и догматическое сходство с этой религией (адвентисты, пятидесятники, квакеры и пр.), - и синкретические - возникшие на основе смешения различных культов или искажения основной идеи культурообразующей религии до неузнаваемости (католическое вуду, Христианская наука). Далеко не всегда эти секты агрессивны, и далеко не всегда остаются маргинальными на всем своем пути: некоторые из них получают статус самостоятельных религий, как, например, Тэнрикё в Японии или Бахаи на Ближнем Востоке. Секта не всегда даже является религиозной организацией. Существуют квазирелигиозные (Сайентология) и даже коммерческие (Гербалайф, Орифлейм, Амвэй и пр.) секты.
В 1993 году А. Дворкин вводит понятие “тоталирной секты”. Тоталитарные секты - это “особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.” Он подчеркивает, что такого рода секты “нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни”, используя методы контроля над личностью, бесконечно далекие от какого-либо представления об этике.
У деятельности тоталитарных сект есть признаки, которые мы сейчас перечислим, а подробнее рассмотрим немного позже. Это:
- ложь. Постоянная, начинающаяся с момента знакомства (который обычно совпадает с началом процесса вербовки) и не завершающаяся уже практически никогда.
- иерархия. Наличие Лидера (Вождя, Гуру и т.д.), приближенных (чаще всего хорошо информированных) и “рядовых”, на которых и осуществляются власть и эксплуатация.
- метод. Целый мир и коньки впридачу - то, что, собственно, обещает своим последователям лидер и способы его получения. Здоровье, богатство, умение летать - вы достигнете этого и всего, что пожелаете, если будете выполнять все, что я говорю.
- беззаветная преданность лидеру. При этом лидер не несет никакой ответственности за свои поступки, он безупречен и непогрешим. Он может распоряжаться жизнью участников секты по своему разумению, он контролирует их действия, слова и часто даже мысли.
- особый язык. Обилие непонятных и смутно понятных терминов, часто имеющих хождение только в самой секте, постоянное использование этих терминов в речи, замена ими “нормальных” слов.
- замкнутость. Круг общения участников секты ограничивается самой сектой, сектанты теряют интерес к внешнему миру, а следом и связь с ним.
- чувство избранности и элитарности. Вот на этом, собственно, и попадается большинство людей. И именно этому аспекту мы позже посвятим самую значительную часть времени.
- агрессивная настроенность на получение прибыли сектой.
В нашем контексте последний пункт совершенно не обязательно следует понимать буквально. Скорее, можно говорить не о прибыли, а об удовлетворении потребностей лидера: психологических, сексуальных, финансовых - в том числе.
Неужели все это есть в тусовочных компаниях? Ведь они кажутся такими безобидными! Просто люди, чуть больше увлеченные своими интересами, чем прочие. Как можно назвать их тоталитарной сектой, это же все не всерьез? Это не Свидетели Иеговы, не Аум Сенрикё и даже не Гербалайф! И прочее бла-бла-бла.
От того, что в секту вовлечено не 5000 человек, а 15, ее деятельность не становится менее разрушительной по отношению к этим людям. То, что тусовочные гуру не заставляют своих последователей переписывать на себя квартиры и вообще довольно быстро теряют к ним интерес, не значит, что не наносится никакого ущерба. Последствия общения с таким гуру, особенно в юном возрасте (когда обычно люди в такие секты и попадают) могут быть очень серьезными, вплоть до необходимости медицинского вмешательства. Тем, кто прошел через такую секту может потребоваться не только психологическая помощь, но и курс лечения у кардиолога, эндокринолога, невропатолога и других “телесных” специалистов.
Дворкин приводит памятку, которую в Германии раздают школьникам, чтобы предостеречь их от попадания в тоталитарные секты. В памятке описаны 17 пунктов-признаков того, что новая компания подростка может оказаться сектой:
1. В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: — Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр”.
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
6. Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
7. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
8. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
9. Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничаете группой или не позволяет ей спасать себя.
10. Ты должен немедленно стать членом группы.
11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои “старые” отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
13. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
14. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
16. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно много работаешь над собой или слишком слабо веришь.
17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.
Домашнее задание:
Попробуйте подсчитать, сколько из этих пунктов могут быть применимы к тусовочной секте. Напишите в комменты свой вариант ответа, можно с перечислением номеров.
В следующий раз мы поговорим о том, откуда берутся столь неприятные явления в тусовке, в которой состоят, в основном, неглупые и творческие молодые люди из хороших семей.