Александр Блок. Шаги командора.
Уж не знаю, на ком основывался Блок: на Тиресо де Молина и его пьесе, или на Моцарте и его оперном варианте. Но, если честно, мне хочется верить во второе. Блок вполне неплохо передал трагическую суть, хотя у Моцарта это была именно трагикомедия и иначе я ее воспринимать уже не могу.
В принципе, донна Анна довольно сложный персонаж. Как сказал Чайковский, она - самый трагичный персонаж оперы. У Блока она тоже такой получается. Я в принципе согласна, ибо как может обесчещенная и осиротевшая за одну ночь девица быть персонажем комическим?.. Однако же, посмотрим, сколько они с доном Оттавио предпринимают разнообразных попыток, сколько говорят о мести, сколько раз она его пытается на эту месть подвигнуть. И что в итоге? Командор вполне неплохо отомстил и за свою смерть, и за честь дочери, и за честь, видимо, всего того бесчисленного множества дев и не дев... А донна Анна и дон Оттавио - не сделали ничего.
Вот этот вопрос меня и мучает в Доне Джованни. Почему "гордая, страстная и мстительная" Анна все-таки ничего не сделала?.. А Оттавио вообще какой-то малохольный, на мой взгляд. Не зря же он единственный тенор во всей опере. А Моцарт, насколько я понимаю, теноров вообще не любил в своих собственных операх. Видно, оттого, что все его полностью "заказные" оперы составлены из теноров и кастратов(сопринистов).
kamoshiremasen
| среда, 21 октября 2009